В первую очередь, это человек. Самый обыкновенный человек, со своими проблемами, со своими вкусами, взглядами, мнениями… В былые времена учителю в школе пытались придавать очень большое значение. Чуть ли не «инженеры человеческих душ», наравне с известными писателями. Было ли этот так на самом деле? Сложный вопрос. Может быть где-то было и так, но в большинстве случаев, наверное, нет.
Учитель воспринимался и воспринимается сейчас взрослыми людьми как просто работник сферы образования и просвещения, а детьми и подростками как некие люди, которым родители отдают их на воспитание, каждый день с 8:30 до 15:10, или более того. И отсюда уже некоторые непременно сопутствующие эмоциональные оценки, даваемые школьниками в зависимости от взаимоотношений с педагогом. Но представить себе, что для какого-либо ребёнка или подростка его учитель является непререкаемым авторитетом, чем-то, наподобие гуру… это выглядит весьма странно и неправдоподобно.
Хотя, конечно, приятно, если где-то так оно и есть, но вот вопрос: а нужно ли это? Может быть было бы проще, если бы школьники видели в преподавателе просто человека. Не в том смысле, что его можно игнорировать, а то и помыкать им. Но как человеческое существо, которое вовсе не пытается утвердить своё моральное превосходство над ними. Ни в силу возраста, ни в силу большего объёма знаний. А раз учитель, – это такой же человек, как и, например, родители подростка, то почему бы ему, педагогу, не оставаться человеком и на работе? Естественно, по мере возможностей, в зависимости от ситуации.
Мы уже привыкли, что в основном учителями работали пожилые женщины со своей, устоявшейся, а порой и закостенелой системой ценностей, малоприемлимой с нынешней. Это не значит, что их (учительская) система ценностей была чем-то хуже, или наоборот лучше формирующейся системы ценностей школьника (подростка). Просто столкновение взглядов неизбежно. Особенно, когда ты молод. И особенно, когда кто-то пытается что-либо навязать тебе, опираясь на совершенно отличную от твоей системы взглядов.
Сейчас есть некоторые положительные тенденции. Не везде это видно, но они есть. В школу пошла молодёжь. Молодёжь пошла занимать места учителей. Та молодёжь, что ещё относительно недавно сама обучалась в школе, и помнит все те проблемы, с которыми сталкивались сами. Порой, приходят в школу и откровенные проходимцы, которые воспринимают школу лишь как источник заработка. Они пришли туда не по призванию. Но идут и те, кто искренне желает изменить ситуацию, кто хочет наладить диалог между поколениями, кто хочет установить диалог с молодыми, чтобы пресловутая карикатурная школьная рутина сошла на нет, и на смену ей пришла доверительная и творческая обстановка.
Это вовсе не означает панибратства. Конечно, определённые барьеры должны сохраняться. Но не надо делать их самоцелью. Не следует допускать того, чтобы школьник самоутверждался за счёт слабого преподавателя, или наоборот, чтобы преподаватель самоутверждался за счёт детей. Но педагог в силах сделать так, чтобы его уважали, чтобы к нему прислушивались.
И в этом преподавателю может помочь именно его внешний вид. Да, к сожалению, никто пока не отменял, во многом достаточно примитивного, но иногда и вполне верного правила, что «встречают по одежде, но провожают по уму». Сейчас бывает, что на ум и вовсе не обращают внимания, но не об этом речь. Видя, что учитель одевается, быть может, не так, как сами школьники, не согласно их представлениям, но согласно своим собственным, очень умело обоснованным, ученики начинают смотреть на преподавателя, как минимум, немного иначе.
В наше время, к счастью, мода уже не играет той роли, что раньше. Прошли те времена, когда люди покорно меняли причёски и платья, в соответствии с изменчивыми стандартами. Сейчас можно быть самому себе законодателем моды. И в этом безусловный плюс. Человек сам может составить себе свой стиль, и следовать ему. Либо вовсе отринуть все эти паттерны, и пробовать совершенно разные облики. А почему нет? Разве педагог – это робот? Разве не человек? Такой же, как и все остальные. Разве он не может так же свободно жить, чувствовать, как и его современники? Нет же! Он просто обязан всегда оставаться человеком.
Тем более, что, вопреки устоявшемуся мнению, учительская этика вовсе не обязывает педагога быть «серостью», вовсе не обязывает его подавлять свою личность. Во имя чего? Чтобы тебя возненавидели так же, как и некоторых представителей твоей профессии? Может лучше не слушать «доброжелателей» и действовать так, как велит тебе твой разум. твоё сердце. Жить в соответствии со своими собственными взглядами на жизнь. И, как следствие, одеваться так, как хочется только тебе. Естественно, соблюдая устоявшиеся нормы приличия, когда ты на службе.
Современный мир сам стирает некоторые наиболее устаревшие предрассудки, заблуждения. Это просто неизбежно. Нужно лишь только правильно почувствовать эти веяния, и правильно воспользоваться ими. Вот, сейчас мы смотрим на представителей далекого (по нынешним меркам) прошлого с некоторым… снисхождением. Порой даже свысока. Нам кажется, что те, кто были до нас, были чуть глупее нас. Не по своей вине, конечно же. Но таким было тогдашнее общество. Давайте же не будем следовать чьим-то установкам. Давайте будем сами творить свою эпоху. Давайте будем оставаться самими собой, где бы мы ни были: на работе ли, в отпуске ли, где бы то ни было ещё. Давайте сделаем так, чтобы наши потомки не считали нас дурнее, чем мы есть сейчас на самом деле. Давайте не будем сковывать себя там, где не надо. Создавать себе искусственные барьеры там, где не надо. Давайте просто не будем сами усложнять себе свою же жизнь. Ибо она у нас одна.
Каждый человек по-своему боится оказаться во враждебной обстановке, но наоборот, – желает чувствовать себя своим везде, где это только возможно. Особенно, если он молод. Если у него формируется мировоззрение. Если он, простите за сей заезженный оборот, «стоит на перепутье». Учитель, педагог в силах помочь ему, если даст понять, что он не враг ему, что он в каких-то вещах думает так же, как и его ученик. показать, что они современники, что они во многом едины во взглядах. Этого нельзя объяснить каждому, но можно дать сразу всем некий визуальный ряд, позволяющий самим детям прийти к такой мысли.
И хотя бы даже по этому преподаватель обязан оставаться собой, не отказываться от своих эстетических взглядов, от своего собственного стиля. Пусть он даже кому-то не придётся по вкусу. Пускай! Всем понравиться невозможно. Никогда не возможно. Но зато ты найдёшь своих. В твоём классе будут учиться разные люди, и каждый, это непременно, будет иметь о тебе своё мнение, далеко не всегда положительное. Но зато будут и те, кто будут считать тебя своим. Во многом потому, что ты не отгораживался от них, что не ставил их выше себя, а был где-то таким же, как и они. В чём-то и потому, что, быть может, одевался как и они. или они одевались как ты, почему бы и нет? Как говориться, «по старшинству».
Современный педагог обязан мыслить прогрессивно. Во всём. в том числе и в вопросах внешнего вида. Только так он покажет, что он не робот, не мебель, и не работник сферы услуг. Только так он в силах завоевать и удержать уважение и расположение своей аудитории.