Мы – люди 21 века, века высоких технологий, века научно-технического бума, века прогресса. Мы живем в движении, а движущими силами есть собственно креативные личности. Этим я хочу сказать, что креативность – это не то качество без которого человек не выживет в современном мире, а это то, без чего этот самый человек не сдвинет его с места.
Современное общество, в силу того что оно не стоит на месте, постоянно развивается ставит повышенные требования для членов этого общества. Перед человеком стоит много задач, которые он должен решить, задействовав все свои ресурсы, а если одним из этих ресурсов есть креативное мышление и задействовав его он создает что-то кардинально новое (если это новое будет принято и одобрено обществом) + этот человек окажется в правильном месте в правильное время (я не исключаю долю фатума), то он 100% добьется успеха.
А что такое эта «креативность» и как ее развить?
На этот вопрос, как и на многие другие, четкого ответа нет, много психологов работали, работают и будут работать над этой проблемой и все равно они не придут к общему решению проблемы креативности (я практически на 100% уверенна – что этого никогда не случиться). Эдиного обозначения нет и не будет, но в общих чертах все сходятся к одному – креативность – это перекомбинация знаний.
Само слово «креативность» происходит с английского «to crеatе», что означает творить, но стоит уточнить, что это не просто создание, а непосредственно создание чего-то кардинально нового. Еще на первом курсе по общей психологии мы учили своеобразную эволюцию творческих способностей: задатки – одаренность – творчество – гениальность.
Задатки – то что дано нам от природы и если родителями, педагогами, воспитателями эти задатки были замечены и развивались, то они превращаются в одаренность, которая позволяет человеку хорошо справляться с каким-то видом деятельности. Творчество стоит выше одаренности, творческий человек справляется с определенными задачами лучше других, а гениальный – лучший из лучших, тот кто нашел новый способ решения этой задачи, такой способ, который открыл новые возможности. Я считаю, что говорить о креативности можно в контексте творчества и гениальности, а в первую очередь, все-таки – гениальности.
Не смотря на то, что я придерживаюсь позиции «рожденный ползать летать на станет», все же я считаю, что креативные способности может развить каждый, но даже сейчас рассуждая об этом, я все-равно буду возвращаться к «рожденным ползать». Возможно в контексте изучения такой дисциплины как «этика» такие рассуждения будут считаться недостаточно моральными, но я пытаюсь смотреть на вещи без розовых очков и твердо понимаю, что далеко не все вокруг гении.
Во первых, потому что для того чтоб креативно мыслить нужно быть человеком образованным, начитанным, разносторонне развитым. Теоретически – да, каждый человек (если у него не каких либо органических поражений мозга, умственной отсталости и т.д.) может стать таким человеком – среднее образование обязательно + даже если не продолжать учебу в высших учебных заведениях, доступность информации разных отраслей наук позволяет стать достаточно образованным.
Но тут я снова вернусь к рожденным ползать – практически, далеко не все люди реализуют эти возможности и не овладевают даже программой общей школы. Я не говорю о том, что все должны знать учебники от корочки до корочки, но не зря же среднее образование есть обязательным – оно служит базисом для последующего нашарования знаний, а без этих самых знаний не будет что перекомбинировать, потому и путь к креативности будет закрыт.
Во вторых, креативный человек – человек самостоятельный и независящий от чего-то мнения. Снова, теоретически – все возможно, а на практике уж проявляется не совсем радостная картинка. По моему мнению, проблема в несовершенности воспитания, так как много людей за счет того что в детстве многое решали за них, не давали им право выбора, вырастают несамостоятельными, яркий пример – маминкины сынки.
И вообще, теоретически – возможно все, но не каждый человек может собраться и реализовать возможности на практике, для этого нужно приложить усилия, кому-то больше, кому-то меньше, н просто так с неба редко что-то сваливается.
Сейчас в интернете можно найти тысячу и один способ «как развить креативность» из всего перечня ссылок мне больше всего понравились упражнения, предложенные Дороти Бранде. Всего 12 упражнений, они с одной стороны очень простые, а с другой требуют нестандартного подхода. Первое упражнение заключается в том, чтобы каждый день отводить один час на безмолствие, разрешаться отвечать только на прямо поставленные вопросы, но при этом никто из окружающих не должен подумать, что вы не в настроении или плохо себя чувствуете.
Действительно, это было бы слишком просто – помолчать, многие наши знакомые нам бы за это даже платили, но молчать так, чтоб никто не думал, что мы играем с ним в игру либо просто встали сегодня не с той ноги не так то просто. Еще одно упражнение – каждый день стараться думать о чем-то одном на протяжении получаса, можно подумать, что это тоже очень просто, но мысли в нашей голове сменяются на столько быстро, что за пол часа раздумий о чем-то одном уже не знаешь что можно выдавить из этого предмета и вследствии создается почва для того чтоб мыслить нестандартно.
Одно из самых интересных упражнений – остановиться в дверях какой-то комнаты (комната должна быть новой, незнакомой и наполненной людьми) и попытаться определить ее размер.
Самое креативное упражнение – дать себе десять заданий на день наугад. А еще одно, которое меня очень заинтересовало, придется по душе всем вашим родственникам, друзьям и знакомым – нужно установить дни, например каждый последний вторник месяца, и в этот день на все просьбы (в рамках разумного ) нужно будет отвечать только «да».
Для развития своей креативности люди должны брать чужие идеи, наблюдать за другими людьми, общаться с ними, учиться у кого-то чему-то, но не в коем случае нельзя выдавать чужое за свое – это вершина аморальности.