Каждый сезон меняется мода, которая устанавливает длину и стили одежды, формы, силуэты и цвета. Такое явление как сезонность в мире моды рассматривается с позиции того, что именно дизайнеры выпускают на показы, и соответствует ли это климатическим и погодным условиям, то есть уместно ли это зимой или летом. Следовательно, сезонность в моде — это соответствие одежды температуре за окном и климатическим условиям, но также она обязана быть эстетичной и «носибельной».
Попытка отказаться от сезонов в мире моды была предпринята еще в 2007 году. Если говорить о генезисе сезонности моды, стоит заметить, что в ходе изучения проектных характеристик разработки предметов одежды, а также принимая во внимание нужды потребителей и возможности представителей индустрии моды, произошло деление сезонов в мире моды на весну / лето и осень / зиму.
Но, с учетом особенностей рынка и влияния домов моды как субъектов модной индустрии, количество сезонов ежегодно изменяется и доходить до 6-7 (промежуточные, целевые, событийные и т.д.). Но, как уже отмечалось, наиболее распространёнными стали именно вышеуказанные распределения года на сезоны.
Такая периодичность в изменении модных тенденций выделяет долгосрочные тенденции, которых придерживаются на протяжении долгого времени (несколько лет), краткосрочные – являются актуальными на протяжении 2-3 сезонов и текущие — изменяются в конце каждого сезона. Исходя из времен года: весны, лета, осени, зимы меняется не только стиль одежды, но и влияние на самого человека, его настроения и следовательно на его внешней вид.
Эти изменения связаны с эмоциональным фоном — реакциями, которые происходят у людей в зависимости от изменений в природе. Стиль и цвет в одежде, ее дополнительные элементы, составляющие образ, «лук» — на современном языке моды, могут отображать настроение человека исходя из времен года и характерных особенностей сезона.
Например, весна ассоциируется у нас с пробуждением природы, расцветом жизни, молодостью и свежестью, и это вызывает у людей оживление. Весной чувства людей обостряются, предметы воспринимаются более эмоционально. Что касается весеннего гардероба, все должно быть несколько абстрактным, более-менее схожим, цвета должны быть не сложными.
В рисунках и фактуре материалов неуместны яркие сочетания, а цветовая гамма одежды и дополнительных элементов обязаны быть равносильными. Летом же наоборот — подчеркиваются загорелая кожа и тело. Одежда должна быть из легких, ярких, струящихся тканей естественных цветов, а принт тканей объемный и крупный. Обувь легкая, ярких цветов.
Осенью же одежда характеризуется некоторой громоздкостью, увесистостью, уплотнённостью. Главное – это материал, его практичность, рисунок и фактура. Цветовая палитра в одежде достаточно разнообразна, но преимущественно в ней цвета самой осенней поры. Это все оттенки зеленого, коричневого и бордового, для яркости можно добавить немного желтого и голубого.
Обувь следует выбирать практичную и удобную. И если осень ассоциируется с тяжестью, массивностью и плотностью, то зимой прежде всего это легкость. Зимой одежда играет еще большую роль – ткань и материал должны быть теплые, плотные, но легкие. В одежде преобладают меха и головные уборы, так же подчеркивается фурнитура одежды. В обуви преобладают тяжелые цвета, но легкая и удобная форма.
Следовательно, изучая принципы взаимовлияния и циклического изменения разных модных тенденций, можно заметить, что сезонная система создания, демонстрации и распространения модных коллекций в одежде может привести к совмещению разных циклов в создании модной одежды, основываясь на определенных тенденциях. Общее правило гласит, что такой цикл длится полгода.
Например, разработка дизайна для моделей зимней коллекции соответствует формированию кратковременной тенденции на такой сезон как весна / лето, или наоборот. В связи с этим, субъекты модной индустрии, принадлежащие к сфере создания текущих тенденций моды или изготовления современной актуальной модной одежды, имеют доступ к сведениям, что позволяет разработать дополнительные проектные предложения.
В виду этого в Великобритании принято говорить: «Нет плохой погоды — есть плохая одежда, которая не соответствует погоде». Как известно, англичане разбираются в моде, потому что, именно в Англии рождаются мировые модные тенденции последних лет. Но, часто бывает так, что сезонная мода не отвечает сезону и возникает проблема, каким образом тогда можно надевать платья из кружева зимой и носить меховые туфлях летом? Возможно ли, что мода может причинить вред здоровью и нужно ли ей в таком случае следовать? В данным момент грани между сезонами отсутствуют как в природе, так и в моде.
Модельеры самых известных модных домов часто используют в своих коллекциях одежду, которая не отвечает сезону, лишь для эпатажа. Например, Pradа презентовали в последней коллекции весна-лето туфли на меху и тапки, а Celine выпустили дубленки ярких цветов с цветочным принтом. Из этого следует, что сезонность в последнее время незаметно исчезает, так как мода не может пренебрегать климатическими изменениями.
Директор британского Vogue Херрнет Квик уверяет, что скоро мы увидим рождение демисезонной одежды, в которой можно ходить весь год. Сейчас обращать внимание на сезонность в одежде – это моветон для нынешних модников. Но готовы ли рядовые покупатели экспериментировать над своим стилем, который рушит все классические законы моды и нужна ли вообще неудобная мода?
Почему нельзя одеваться в соответствии с погодными условиями? Ведь мода с показов зачастую не имеет никакого отношения к тому, что человек носит в будничной жизни. Исключение граней сезонности воспринимается весьма пафосно.
Таким образом, по моему мнению, каждый человек решает сам: быть ему жертвой моды или одеваться в соответствии с погодными условиями и оставаться при этом стильным.