Но! Всегда есть но, которое призвано противоречить чему бы то ни было. Требования для одного конкретно взятого человека всегда будут более завышены, чем для группы людей с высокопарным наименованием «Нация», представителем которой он является.
Возьмем, к примеру, загрязнение окружающей среды. В европейских государствах и странах запада есть система штрафов за засорение природы, но никто не будет облагать штрафом целую индустриальную страну, ежегодно выбрасывающую в воздух, сливающую в воду сотни тонн вредоносных веществ. Это то, что касается этики, но как быть с моралью?
У каждого народа она своя, возьмем для примера религию ислам, как, наверное, самый яркий пример антагонизма популярнейшей религии христианства. В исламе вера в Аллаха и правдивость слов Мухаммеда пророка его такая же, как и в христианстве вера в Господа Бога и правдивость слов сына его Иисуса Христа cоответственно. Это, наверное, единственное сходство между этими двумя религиями.
Например, основные заповеди Ислама проповедуют заботу о жене, детях, родителях и всех нуждающихся, в то время как христианство говорит только о том, что нужно чтить родителей и не возжелать ничего, что принадлежит ближнему твоему, опять таки ничего не сказано про дальнего. Ислам не отвергает убийство, но позволяет взять в руки оружие для защиты дома и веры.
Христианство напрочь запрещает убийство но, за последние несколько тысячелетий большую часть войн развязали именно христиане. Даже пройдясь по поверхности религиозных нравоучений и увидев различия – большинство христиан будут считать, что их вера правильна, и их мораль выше.
В это же время, те, кто следуют заповедям ислама, видя такую выгоду, как простота и непродуманность христианских заветов, все равно останутся при своем мнении просто потому, что для них изначальная вера, с которой они родились, единственно верна. К чему взят глобальный пример вероисповедания целых наций?
К тому, что с ростом количества людей в отдельно взятой группе человеческого вида, глобальность и жесткость принципов моральной чистоты падают и в вероисповедании, которое долгое время являлось двигателем на пути к выживанию целых народов, а для некоторых осталось им и по сей день.
Давайте рассмотрим ситуацию одного единственно взятого человека, так сказать воображаемой подопытной личности, из достаточно низкой среды обитания — трущоб. Ребенок вырастет в неблагополучной семье без возможности получить нормальное образование, родители у него будут вести не самый приятный образ жизни и, в общем, сам он по какой-либо причине станет инвалидом и будет налегать на алкоголь.
В то же время, мы рассмотрим ситуацию еще одной подопытной личности, у которой будет возможность расти в благополучной, ну сильно обеспеченной семье. Ребенок вырастет здоровым, получит хорошее образование и станет настолько богатым, что о нем будут снимать документальные телепередачи в стиле «Как добиться успеха и ничего не делать для его поддержания».
Итак, ситуация – Личность номер один, в очередной раз выпивая с собутыльниками возле телевизора и ковыряясь рыбной косточкой в зубах, увидит телепередачу о личности номер два. Каково будет отношение первого ко второму? Вероятнее всего, это будет показное презрение к успешной личности и занижение моральной характеристики первой, вызванные как минимум подсознательной завистью. Сидящие же рядом, так сказать коллеги по рабочему столу, поддержат своего сотоварища и образуют ячейку общественного мнения, которая за несколько дней расширится до размеров квартала с помощью обычных слухов.
Примерно, на той же неделе, личность номер два будет проезжать через двор личности номер один, где и заметит его, сидящего в инвалидном кресле и распивающего очень алкогольные напитки, возможно, даже собственного производства. Какой будет естественная реакция человека из высшего общества? Скорее всего, ею станет снова презрение, презрение к целой группе. А так как номер два проезжал тут по делам, предположим, связанным с покупкой участка земли в этой части города, то через несколько дней, из-за коротких обмолвок в высших кругах общества, этот район будет считаться неблагополучным.
Таким образом, мы можем увидеть то, что, даже пройдясь по поверхности человеческого существования, нельзя сделать окончательных выводов относительно морального здоровья, как отдельно взятого человека, так и конкретно взятой группы людей. Вся проблема состоит в том, что мораль человека, как вида, варьируется не только в зависимости от отдельно взятой глобальной территории под названием «Государство», но и от более локальных мест проживания отдельно взятой личности, а также от ее воспитания, психологического здоровья, друзей, соседей и так далее.
В том или ином случае, нам всё же необходимо подвести черту под всем вышесказанным. Поэтому, исходя из последних слов, можно прийти к выводу, что морально здоровым или же не здоровым человек может считаться только с субъективной точки зрения – не более и не менее.