Согласно психологии, сознание есть высшей объединенной формой психики, которая сформировалось у нас, путем труда и общения между людьми при помощи языка. По — этому можно говорить, что сознание – это продукт общественных отношений. А значит, сознание будет продолжать развиваться, поскольку человек продолжает пребывать в этих отношениях, что и подразумевает сознательность.
Фридрих Ницше говорил: «мы прошли путь от червя к человеку, но многое еще осталось у нас от червя». «Некогда человек был обезьяной, но нынче, человек более обезьяна, нежели иная из обезьян». Таким образом: быть человеком, таким как подразумевает общество – мало. Нужно, стремится к усовершенствованию и развитию.
Само же сознание проявляется в отображение окружающего мира, при помощи познавательных процессов. То — есть, формирует мировоззрение. И пре нарушение, каких либо познавательных процессов, будет страдать и сознание. «Человек есть животным, но уже не животным, так как он уже знает, что животный». Так писал Гегель.
Человек есть одним из живых существ, которое способно до самооценки и самопознанию. Единство прошлого, будущего и настоящего – неотъемлемая часть сознания, которое реализуется в постановке целей, понимании мотивов и принятий волевых решений. Сознанию также присуще давать эмоциональную оценку, таким образом выражать свое отношение происходящему. Путем сознательности, человек адаптируется к окружающей среде. Регулируя поведения, соотнося его с реалиями жизненных обстоятельств.
Словом и делом проявляется сознание. Словом и делом! Труд стал причиной развития человеческого общества, его потребностей и как вследствие сознания, которое уже не только отображает, но и меняет мир. Во времени сознание проявляется по-разному. Характеризуется оно качеством. Про низкий уровень сознания, говорит его неосознанность обстоятельств, в которых действует и своего же отношения к ним. Высокий уровень сознания, доводится тем, что человек может планировать и организовывать свои действия согласно реалиям настоящего и нести за них сознательный ответ.
Сознательная деятельность человека не исключает наличие в ней неосознанного. Выявляется оно в автоматизации различных действий человека (писание, читание, ходьба и т.д.). За И. П. Павловым, физиологическую основу сознания представляет кора головного мозга, а неосознанного, подкорковые его структуры, которые могут выходить из под влияния и проявляться в виде аффекта. Таким образом, сознание контролирует бессознательное.
Сферу неосознанного Фрейд считал вытесненными нереализованными потребностями человека. Он предложил такие понятия как: «Оно», «Я», и «Сверх-Я», для объяснения структуры сознания. «Оно» это базовые потребности, которые нужно удовлетворят. «Сверх-Я» это общественный контроль, который диктует свои условия реализации потребностей. И в этом конфликте и зарождается «Я», которое согласуется с принципом реальности. Реализуя только базовые потребности, мы деградируем, возвращаясь к животным. Не реализуя эти же потребности, мы получаем невроз. По этому «Я» пребывает постоянно в конфликтной ситуации, пытаясь согласовать реализацию потребностей с требованиями общества.
Человек же, стал человеком, именно находясь в обществе, и продолжает жить и развиваться в нем. По — этому каждый должен отвечать не только за себя, но и за общество в целом. Потому что, все мы — друг от друга зависим. Фразу «по ком звонит колокол?», слышал наверно каждый, только выходит, что далеко не каждый знает его значение. Разве б вели мы себя так, если б знали, что не найдется ни одного на Земле человека, который был бы похож на остров. Существовал бы сам по себе и был бы ограниченным от всего общества и его благ.
Каждый человек является частью единого целого, ибо смерть каждого человека затрагивает любого из нас. Ибо мы едины!.. со всем человечеством. По этому, колокол звонит, и по тебе! В этом раскрывается сущность общественной сознательности. А ведь многие и не задумываются об этом, думая лишь о себе. Такие люди являются безответственными.
Про безответственность писал Эрих Фромм. Раскрыл психические механизмы оправдующие безответственность. Отказавшись от свободного выбора, не неся ответственность не за что — человек морально деградирует. Капитализм, по его мнению, стимулирует как развитие ответственности личности, так и обезличиваемый характер человеческих отношений, что усиливает чувство изоляции и беспомощности. Бремя свободы порождает стремление убежать от нее. Авторитаризм, садизм, конформизм есть социально – значимыми проявлениями этого явления.
Само же человечество живет в среде, которую наименует как природа, и находится в тесной взаимосвязи с ней. По идее, такая взаимосвязь должна быть гармонической. И все бы было хорошо, если б было это так. А ведь человек нынче рубает ветку, на которой же и сидит! Используя безвозмездно ресурсы природы, загрязняя при этом среду — мы просто, насилуем этот мир. Вовсе не думаем о последствии. А если кто и думает, то мало кто переходит к действию и эта малая горстка не способна изменит общее, пока каждый не начнет изменять себя. Нести ответственность за состояния мира, за будущие поколения — высшая степень общественной сознательности. Только у такого общества есть светлое и здоровое будущие.
Бить сознательным, означает бить им. Быть человеком будущего!