Для того, чтобы выяснить причины и последствия страха человека перед руководством, необходимо немного углубиться в историю. Еще с давних времен мыслители уделяли внимание феномену страха в целом, таким образом они пытались понять собственную природу, узнать, как построен мир.
Особое внимание уделялось теме страха во времена, когда он был глубинным общественным явлением. Однако, проблему страха рассматривали в основном с точки зрения его психологической и биологической природы, из-за чего этический аспект был почти не затронут. Если же рассматривать собственно страх перед руководством, то можно уверенно сказать, что данная проблема является актуальной, особенно в наше время.
По данным социологических исследований, было выявлено, что страх перед руководством является достаточно распространенной фобией. Некоторые люди при контакте с руководителем переживают большой эмоциональный стресс, который можно сравнить со стрессом перед экзаменом или первым полетом на самолете. Часто, такие люди теряют четкость мышления, их речь становится неразборчивой, невыразительной, тихой, а первое же замечание или возражение руководителя ставит в ступор. Такого рода поведение будет оправдано только в случае, если поведение начальника непредсказуемое, вплоть до публичного унижения и обид. Если же человек готов терпеть такое поведение руководства, то значит, у нее все же есть определенные причины на это, что в свою очередь доказывает осознание проблемы человеком. Но при этом существует подсознательный, неконтролируемый страх.
Причины подсознательного страха, прежде всего, психологические. По мнению Фрейда, этот страх берет свое начало с детства, поскольку руководитель это самый важный человек в коллективе, а значит, его роль на подсознательном уровне воспринимается человеком как родительская. На протяжении тысячелетий отец был главным в семье, и если мать учила быть хорошим человеком, проявлять нежность и сочувствие, то отец выступал в роли учителя социальных отношений. Его поддержка и защита делали ребенка уверенным в себе, повышают самооценку и значимость. Если же отец ведет себя аморально или вообще отсутствует, у ребенка снижаются адаптивные способности и снижается самооценка, что впоследствии переносится на взрослую жизнь и проявляется в недостаточной адаптированности к обществу, возникают проблемы в самоутверждении, тревожность. Все это оставляет свой отпечаток на общении с руководством.
Второй причиной страха перед боссом является непонимание и неосознание мотивов, целей и истинных намерений руководства. Это вызывает у человека мысли о предвзятом отношении руководства к нему, возникает подозрение на то, что руководителю не нравится его работа или руководитель плохо к нему относится и хочет освободить.
Сложные отношения с руководством значительно осложняют жизнь, поскольку человек через постоянное состояние напряжения и тревоги на рабочем месте, особенно в присутствии руководителя, чувствует себя подавленным, развивается неуверенность в своих действиях, недовольство своей работой.
Ради того, чтобы между подчиненными и руководством не возникало трудностей в сотрудничестве и общении руководству необходимо соблюдать этику делового общения, которая является фактически фундаментом деловых отношений. Желательно, чтобы главное правило руководителя звучало так: «Надо относиться к своему подчиненному так, как хочешь, чтобы руководитель относился к тебе». Под нравственными нормами делового общения подразумевается и поведение руководителя, которого он должен придерживаться в процессе управления, а также эти нормы касаются того, как и на основе чего основывается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Довольно часто, из-за несоблюдения этики делового общения между служебным коллективом, или отдельным его членом и руководителем возникает ситуация дискомфорта и моральной незащищенности.
Для того, чтобы поддерживать комфортный для всех участников делового общения морально-психологический климат, следует придерживаться определенных принципов поведения, некоторые из них мы рассмотрим.
Прежде всего, руководителю необходимо стремиться превратить свой рабочий коллектив в сплоченную команду, поощрять сотрудников с целями организации, ведь идентификация человека с коллективом происходит только в атмосфере психологического комфорта. Каждый человек имеет право на уважение и признание среди других. Это обеспечит не только хорошую межличностную взаимосвязь, но и производительность работы.
Во-вторых, руководителю не следует накалять свое внимание на недостатках сотрудника, а наоборот, опираясь на сильные стороны помочь ему преодолеть эти трудности. В свою очередь, подчиненные, чувствуя к себе человеческое отношение, уважают руководителя.
Влияет на отношения ситуация, когда руководитель критикует личность подчиненного, а не его действия в рамках конкретной ситуации. Да, указывать подчиненным на их ошибки необходимо, а опираться в своей критике на опыт предварительно совершенных ошибок даже нужно. Однако следует отделять рабочие моменты от личностных качеств работника, у каждого человека свой характер, тип темперамента, индивидуальные особенности, которые в свою очередь имеют право на существование.
Имеет место и довольно распространенная проблема нагрузки подчиненного работой, которая не соответствует его уровню знаний, умений, навыков. Индивидуальный подход и адекватная оценка возможностей каждого способствует гармонии во взаимоотношениях.
Вежливое и доброжелательное отношение руководителя также играет важную роль в формировании благоприятных отношений в коллективе. Проявления гнева и репрессий со стороны руководителя вызывает страх и пренебрежение сотрудников, так что не стоит вымещать свое зло на подчиненных.
Таким образом, мы определили, что для того, чтобы в коллективе царила комфортная и благоприятная для труда атмосфера, надо уважать друг друга, поощрять и поддерживать своих коллег, распространять привилегии всех членов коллективной деятельности, не обделять вниманием, но и не выделять «любимчиков», не относиться свысока, доверять сотрудникам, защищать своих подчиненных, а все недоразумения решать в рамках коллектива, соблюдать порядок и не забывать о морально-этических ценностях. В таком случае руководитель будет иметь авторитет в группе и гармоничную атмосферу в отношениях между подчиненными, а проблема страха руководства даже не встанет в таких условиях.